Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

BANNER GivemNaSevere

Логопедическая служба (консультации)

Что делать, если ребёнок не говорит или плохо говорит?

Рейтинг:   / 0
    Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог - ребёнок в 5 лет плохо говорит.Подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат». Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты произношения не исчезают с возрастом, а принимают стойкий характер. А на их исправление понадобится много сил и времени. Очень важно родителям начинать заниматься с ребёнком самостоятельно.  Первое и это основное правило- это подавать хороший пример. Надо много разговаривать с малышом – просто объяснять и комментировать всё, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать. Читайте вместе с ребёнком книги, учите стихи - и положительный результат не заставит вас ждать. Безусловно, сами родители могут помочь своему ребёнку научиться, как правильно говорить. Но сначала научите его правильно дышать Играйте с ним в полезные игры. Опустите в воду лёгкие пластмассовые игрушки, заставьте плавать подуть на них. Можно послушать «пузырьковую» музыку, выдувая, через трубочку бутылку с водой. Для выработки правильного произношения делайте с ребёнком несложную артикуляционную гимнастику. Все упражнения похожи на весёлую игру. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
   При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Работа организуется следующим образом:
  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Показывает его выполнение.
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
При выполнении артикуляционной гимнастики взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:
  • точность движения, плавность,
  • темп выполнения,
  • устойчивость,
  • переход от одного движения к другому.
  • Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Все упражнения повторяются до 10 раз. Лучше выполнять эти упражнения вместе с ребёнком перед зеркалом. Если у вашего ребёнка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь у него чёткая не смазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или двух), скорее всего у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Она пройдёт при правильном речевом развитии, но иногда нужно помочь малышу. Если ребёнку нет ещё 4 лет - не торопитесь с возрастом всё придёт в норму, а если малышу от 4 до 5 ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.
Подготовила Черкавская А.М.

Консультация для родителей "Если ваш ребёнок левша"

Рейтинг:   / 1
У многих родителей возникает вопрос, стоит ли переучивать ребенка.До недавнего времени переучивание левшей было вполне обычным явлением. С точки физиологии леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится Переучивать леворукого ребенка - значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом.
Феномен левшества считается необычным и именно из-за него возникает наиболее большое количество проблем. Важно только понять какие трудности у вашего ребенка. С чем они связаны и как с ними работать, именно левши обладают неординарными свойствами, которые в работе с ними нужно учитывать.
Рекомендаций, которые помогут сделать жизнь маленького левши удобнее и проще.
Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая. Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребенку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.
Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребенку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребенка слева за партой.
Приучайте использовать обе руки. С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки ее ведущую роль.
Не торопите маленького левшу. Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.
Повторяйте и закрепляйте знания. Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.
Организуйте учебное пространство под левшу. Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.
Обучайте ребенка-левшу по схемам и правилам. Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы.
Повторяйте школьный материал дома.
Уделите внимание письму.Ребенку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей».
Подготовила Черкавская А.М.

Консультация для родителей Развитие речи ребёнка на четвёртом году жизни

Рейтинг:   / 0
За прошедшие три года ребёнок успел накопить значительный объём знаний и представлений об окружающем мире, приобрёл некую самостоятельность и имеет практический опыт действия с различными предметами. К четырём годам активный словарь малыша почти удваивается   и составляет примерно 2000 слов. Трёхлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов сходных по назначению. В его речи, кроме существительных и глаголов и всё чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы ребёнок параллельно не овладел умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. На все вопросы ребёнок отвечает развёрнутыми фразами из 3-4 и более слов. Речь становится понятнее, отчётливее произнесение слов и звуков. И хотя достижения ребёнка в освоении родного языка значительны, тем не менее речь его ещё далека от совершенства. дети ещё не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на прогулке, пересказать содержание сказки. Не всегда верно ребёнок употребляет слова (у меня ручки засохли). Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. Ребёнок этого возраста хотя правильно произносит свистящие звуки в открытых слогах (коза, лиса) но в то же время может опускать их в сочетаниях с другими согласными: нег (снег). В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может верно произнести шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ, и часто заменяет их свистящими: С, З, Ц. Однако все эти несовершенства возрастные и в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают. И роль взрослых в этом процессе необычно велика. Иногда ребёнок знает, как называется предмет, но не может назвать детали, элементы из которых он состоит. Знания ребёнка об окружающих его предметах складывается из знаний их свойств, качеств, способов их применения. Не так-то просто понять, что стул сделан из дерева, мячик из резины. С расширением и обогащением словаря ребёнка усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: « Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести: « Дай мне красное яблоко». Используя более сложные по конструкции предложения, ребёнок, допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, в предложных окончаниях. Рассматривая цветные иллюстрации, предложите ребёнку найти и назвать предметы красного или зелёного цвета. Допущенные ошибки обязательно исправляйте. В этом возрасте ребёнок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи, например: с глаголами. Скажите: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Ребёнок должен дать полный ответ « К нам в гости приехала кукла». Формирование разговорной речи происходит прежде всего в повседневном общении с ребёнком, в реальных жизненных ситуациях. Темы для разговора с ребёнком могут быть самыми разнообразными- это и покупка новых игрушек, посещение магазина, прогулка в парк. Взрослый задаёт вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша. Учите малыша самостоятельно описывать предметы. Через некоторое время ребёнок с большим интересом сможет рассказать о какой-либо из своих игрушек: мишке, кукле. Дети с большим удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными ему. Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребёнка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых. Литературный материал воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, оказывает огромное влияние на его речевое развитие. Поэтому очень важно уметь правильно подобрать книги для чтения. Для малышей четвёртого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания. Нередко дети этого возраста, рассматривая иллюстрации довольно подробно передают содержание сказки. Считалки, потешки, загадки дети легко запоминают. А это, в свою очередь способствует развитию памяти, расширению активного и пассивного словаря ребёнка.
Подготовила: Черкавская А.М.

Консультация Причины неправильного произношения

Рейтинг:   / 3
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет.Неточное произношение у детей в возрасте до 3-х лет естественно - это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии полноценного слуха), обусловленное недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются самостоятельно, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.К4 – 5 годам ребёнок долженё овладеть чётким произношением всех звуков речи.Но у многих детей этот процесс задерживается.
Наиболее распространёнными дефектами речевого аппарата являются:
  • Укороченная подъязычная связка – не даёт языку высоко подниматься и затрудняет его движение;
  • Слишком большой или маленький, узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
  • Узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо- препятствует правильной артикуляции многих звуков;
  • Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа- затрудняет чёткое произношение губных и губно- зубных звуков;
  • Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса;
  • Неправильное строение зубов, зубного ряда- при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение;
  • В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Это может быть вызвано другими причинами, такими как:
  • Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
  • Недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребёнка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустичекими признаками, например, звонких и глухих согласных (Б-П, В-Ф, Г-К,) и других, мягких и твёрдых ( Б-Бь, В-Вь, Г-Гь), свистящих и шипящих ( С-Ш, З-Ж).ё
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться в неумении удерживать язык в нужном положении;
  • Снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения);
  • Неправильная речь окружающих взрослых или общение ребёнка с детьми, имеющие неправильное произношение;Родители и окружающие ребёнка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и чётко проговаривая окончания слов. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.
  • Нарушение звукопроизношения может возникнуть и вследствие подражания.  Ребенок может подражать и детям, и взрослым, чья речь неясна, искажена, слишком тороплива;
  • Может плохо сказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении.
Подготовила учитель-логопед Черкавская А.М.

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни

Рейтинг:   / 1
Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, укрепления его деятельности. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: память, мышление, восприятие. На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по нескольким признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторять довольно сложные слова и фразы. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребёнка: к трём годам достигает примерно 1000-1200 слов. Ребёнок свободно связывает несколько слов в целые предложения (Мама ты куда пося(пошла)?) В разговоре со взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел. В этом возрасте ребёнок осваивает ряд звуков, начинает произносить мягкие свистящие: Сь и Зь, смягчённоеЦь. Многие трудные звуки ребёнок заменяет более мягкими для произношения. Шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ малыш заменяет мягкими свистящими, вместо шапка(сяпка). Иногда вместо звука Чь ребёнок может произносить Ть. Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие на твёрдые свистящие: сапка вместо шапка, твёрдые свистящие – мягкими свистящими: сянки (санки). Согласные Р,Рь, Л,Ль отсутствуют или заменяются другими звуками: Ль, Й: ыба (рыба), ябоко ( яблоко). Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях. Малыш сможет рассказать о предмете только тогда, когда будет иметь достаточное ясное представление о нем, знать его назначение, способ применения. Ребёнка в этом возрасте интересует всё, что он видит вокруг и начинается пора бесконечных вопросов: Что это? Почему? Зачем? Родители не должны остаться без внимания. Взрослые давая правильные и доступные пониманию ребёнка объяснения, развивают пытливость его ума, стремление узнать, понять. На третьем году жизни малыш уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты питания, мебель, то есть предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Для того чтобы расширить представления малыша об этих предметах, не только называйте их, но и указывайте их назначение, некоторые свойства, качества. (Это сахарница. В ней лежит сахар). И лишь при многократном повторении не только усвоит, как называются предметы, но и включит эти слова в свой активный словарь. Словарь ребёнка этого возраста ещё довольно беден прилагательными. Поэтому обращайте его внимание на цвет предметов, его форму, величину. Это не только обогатит речь ребёнка, сделает его высказывания, более развёрнутыми, полными, но также расширит представления об окружающем мире.
Подготовила учитель-логопед Черкавская А.М.