Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

BANNER GivemNaSevere

Психологическая служба (консультации)

Круглый стол «Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Слайд1

Цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
-повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;
-формировать представления о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.
Ход работы: 
Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Свое выступление я хочу начать со стихотворения.
Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу-
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю…
И вот В конце концов и умирают.
Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).
Психолог: С помощью данного стихотворения мы можем с вами немного прочувствовать то, что испытывают и чувствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Как вы догадались, сегодняшняя наша встреча посвящена работе с детьми особой категории, а именно формированию инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Включение, или инклюзия требует реформирования образовательного учреждения так, чтобы оно отвечало нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Показателем профессионализма педагога является его способность гибко реагировать на особые образовательные потребности нетипичных детей, а также находить при необходимости альтернативные формы коммуникации с нетипичным ребенком.
Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения психолог говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Давайте рассмотрим модель формирования индивидуального образовательного пространства (слайд на презентации)
Выделяют совокупность элементов в педагогической инклюзивной компетентности с точки зрения практических предметно-манипулятивных умений и навыков педагога инклюзивной группы:
1. Создание инклюзивной среды обучения, предполагающей активное участие каждого ребенка в различные рода социальных мероприятиях вне зависимости от его индивидуальных особенностей. При этом компетентность педагога выражается в организационном умении сформировать дружественную атмосферу, где все дети имеют возможность удовлетворить свои образовательные потребности и не оказаться в ситуации социальной неудовлетворенности. Основными личностными характеристиками педагога является открытость и его готовность к грамотному разрешению возникающих затруднений.
2. Предоставление в случае необходимости для каждого ребенка С ОВЗ дополнительного временного резерва при выполнении различных учебных заданий или некоторых социальных поручений. Ключевым индикатором компетентностных характеристик педагога в данной ситуации является осознанный уход от стереотипных представлений о соблюдении фиксированной нормы для всех детей.
3. Оказание социально-педагогической поддержки ребенку с особенностями развития. Данный элемент профессиональной компетентности педагога ориентирован на постепенное развитие доверительных отношений с ребенком. При этом важным условием осуществления социально-педагогической помощи особенным детям служит комбинированное сочетание собственно профессиональных и индивидуально-личностных характеристик педагога.
4. Мотивированное создание ситуаций взаимной поддержки в системе «нетипичный ребенок – типичный сверстник». Профессионализм педагога состоит в создании благоприятной фоновой обстановки развития социальной субъектности ребенка с ОВЗ, при которой он демонстрирует не только пассивное поведение, но и является активным участником всех взаимодействий субъектов группы.
5. Умение выявить ближайшие и отдаленные академические и социализаторские перспективы детей особой категории.
6. Инициирование сотрудничества между специалистами различного профиля для достижения максимально комплексной инклюзии особого ребенка в учебно-воспитательное пространство. Данная способность педагога занимает ведущее место в структуре его профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, так как умение применять на практике командный подход позволяет достичь всестороннего раскрытия инклюзивного потенциала дошкольника с ОВЗ.
7. Сочетание основ тактического и стратегического планирования при разработке индивидуального образовательного маршрута для детей с особенностями развития. Педагогический профессионализм выражается в способности педагога к системному видению всех сильных сторон развития личности особенного ребенка, его социально-педагогических пробелов и стратегических резервов для восстановления полноценного функционирования.
Следует признать продуктивность представленной позиции и значимость идеи о наличии четкой взаимосвязи между эмоционально-личностной вовлеченностью педагога и достигнутыми результатами в ходе формирования готовности дошкольника к включению в более широкий социум.
В работе с особенными детьми важна не только работа с самими детьми, но и их семьей, так как сама семья может испытывать трудности во взаимоотношениях с детьми. С помощью упражнения «Мать инвалида» мы попытаемся понять, что чувствуют и испытывают родители в данной ситуации.
Упражнение «Мать инвалида». С помощью данного упражнения сейчас я продемонстрирую то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.
Глаза: Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду».
Рот Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях.
Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения.
Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»
Сердце. Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»).
Живот. Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания».
Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.
Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается
Психолог: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад - первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Сейчас мы с вами с помощью упражнения «Кенгуру» поразвиваем нашу эмпатию и чувство сопереживания другим.
Упражнение «Кенгуру». Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
Итог. Психолог: Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное / инклюзивное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.
Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому педагогу необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.
В заключении я хочу показать вам видео (Видео про ребенка Дауна). Дети с синдромом Дауна участвуют в соревнованиях, каждый сам за себя, а что будет дальше смотрите в видео.
Нам самим формально «здоровым» людям необходимо поучится взаимопомощи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация для родителей: "Ребенок и реклама"

Лапшова Л.В., педагог-психолог ДОУ
Когда дети подрастают, для них начинает «работать» сама реклама, заставляя желать то, что в ней показывают.
Как малыш может смотреть все эти ролики по 100 раз подряд?! - искренне недоумеваете вы. Действительно, взрослый человек рекламную паузу встречает недовольным ворчанием. Малышу же интересно в сотый раз увидеть медвежонка Барни...
Всё дело в том, что маленькие дети воспринимают информацию совсем не так, как взрослые. Им ещё не хватает умения произвольно, по своему желанию переключать внимание с одного объекта на другой. А непроизвольное внимание обращается к чему? Правильно - ко всему яркому, громкому и быстро движущемуся. Таков практически любой рекламный ролик. 

Как реклама может реально повредить нам и нашим детям?

«Эффект пилы»

Название звучит загадочно, но любой родитель с этим сталкивался. Ну-ка, вспомните: «Ма-ама, ну купиии. Пожалуйстааа». Упорное выпрашивание у родителей чего угодно - от куклы Барби до компьютера - менеджеры по рекламе и называют «эффектом пилы».  При этом ребёнок «пилит» не только мозг родителей, но и семейный бюджет. С другой стороны, не купишь малышу вожделенную игрушку - возникает чувство вины, вроде бы как чем-то обделил своё солнышко. Неприятная ситуация. Радует только одно: чем старше становится ребёнок, тем спокойнее он переносит отказ в желаемом. Особенно если папа или мама объяснят, почему покупку лучше отложить на потом. Уже в возрасте 8 лет около 60% детей не особенно расстраиваются по этому поводу.

Рекламная зависимость.

На некоторых детей реклама действует так сильно, что желание получить некий продукт становится навязчивым, превращается в психологическую зависимость. В борьбе за «волшебный вкус» нового йогурта они постоянно терроризируют родителей.

Как с этим бороться: два полезных совета:

1. Поменьше телевизора. Общеизвестно, что чрезмерное общение с «пучеглазым ящиком» (3 часа в день и больше) снижает IQ ребёнка. Найдите другие варианты семейного вечера: настольный теннис, лото, чтение, «домашний театр», совместные походы в гости. В конце концов, любимые мультики можно вместе посмотреть с диска, на компьютере или DVD.

2.Воспитывайте у детей критическое отношение к рекламе. Расскажите малышу, для чего она существует. Купите разрекламированную жвачку и предложите проверить, действительно ли она отбеливает зубы до зеркального блеска. Пускай малыш убедится, что ничего сказочного в вожделенном йогурте нет, сравнит его с другими, нерекламируемыми. Ребёнку постарше можно предложить поиграть в «рекламного агента», представить, что его цель - убедить вас купить какой-то товар. Тогда ему понятнее станут манипуляционные приёмы «взаправдашних» рекламщиков.

Как уже говорилось, реклама не есть мировое зло. И, более того, в отдельных случаях она может принести пользу.

Многие рекламные сюжеты создают образ идеальной семьи, в которой царят нежность, любовь и забота. Они могут стать для малышей хорошим примером, сформировать позитивное представление о том, какой семья ДОЛЖНА БЫТЬ. Хотя, конечно, такой пример малыши должны видеть в первую очередь в собственной семье...

Яркие мультяшные персонажи из рекламы детских зубных паст уже не одному родителю помогли приучить ребёнка чистить зубки и умываться. Вместе с ними это делать гораздо веселее!

Не стоит забывать про возможности социальной рекламы. Она даёт детям образцы нравственного, социально приемлемого поведения:

- Не бросайте мусор на улицах.

-Позвоните родителям.

- Откажитесь от курения.

Дети, когда подрастут смогут самостоятельно решать чему верить, а от чего держаться подальше. Покажите ребенку собственный пример – не просиживайте все свободное время перед телевизором.

Самый лучший вариант – это активный совместный отдых!

Советы родителям

Л.В. Лапшова, педагог - психолог ДОУ
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Признаки проявления тревожности можно заметить, внимательно приглядевшись к своему ребенку.
Ваш ребенок тревожный, если:
  • он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
  • у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
  • у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
  • он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
  • у него повышенная утомляемость;
  • он совершает множество неудачных движений и жестов;
  • он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
  • он исполнителен, у него развитое чувство ответственности;
  • у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
  • он безынициативен, пассивен, робок;
  • он болезненно воспринимает критику от окружающих;
  • он обвиняет себя во многих неудачах;
  • он часто критикует других.
Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него повышенная тревожность.
Воспитание тревожного ребенка должно включать в себя три основных направления.
  • Повышение самооценки ребенка – помогайте вашему ребенку становиться увереннее в себе, ценить себя.
  • Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения – учите ребенка замечать свою тревогу и справляться с ее признаками с помощью методов релаксации, рисования и другими способами.
  • Обучение навыкам владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, – обратите внимание на сложные ситуации, вызывающие тревогу у ребенка (общение с незнакомыми людьми, выступление на сцене и т.д.), и учите ребенка различным способам разрешения этих ситуаций.
Рекомендации родителям:
  • чаще обращайтесь к ребенку по имени;
  • ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина);
  • не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях;
  • откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка;
  • не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал;
  • старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;
  • будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка;
  • не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований;
  • демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
  • способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
  • обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть;
  • доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

Квест-игра «Семейное путешествие»

ЦЕЛЬ: создание условий для семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать высоконравственный подход к вопросу поддержания семейного благополучия;
2. Развивать способности коммуникативного общения;
3. Развивать творческие, музыкально-ритмические способности;
4. Развивать положительные эмоции и чувства;
5. Воспитывать у дошкольников осознания доли собственного участия в создании тёплых семейных отношений.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Добрый день, уважаемые родители и ребята. Мы рады приветствовать вас сегодня на квест-игре «Семейное путешествие»!
Ведущий:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружба и ссоры, молчанья печать,
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Семья – это то, что с тобою всегда!
Ведущий:
Сегодня вас всех без исключения
Ждут интересные приключения!
Будут задания личные
И конкурсы отличные!
Честь семьи вам надо отстоять,
Что вы — лучшие, всем надо доказать.
Итак, друзья, начнем программу нашу!
Идей у нас большой запас!
И для кого они? Для вас!
Ведущий:
Итак, сегодня в нашем детском саду пройдут соревнования самых решительных, самых веселых и находчивых. Принимают участие в соревнованиях 8 семей. Каждая семья представляет собой команду из трех человек: папа, мама и ребенок.
А теперь я попрошу ребят подойти ко мне и вытянуть ленточку того цвета, который понравится. Эти ленточки – символ семьи, который должен быть с вами на протяжении всей игры.
(Каждый ребенок подходит и вытягивает сразу две ленточки определенного цвета, связанные бантиком. Одну ленточку прикрепляет ребенок себе, а другую он отдает взрослому участнику, с которым пришел на игру).
Ведущий:
Молодцы! И сегодня мы отправляемся в путешествие по станциям. Подходите, пожалуйста, к столу и забирайте маршрутную карту, с символом цвета, соответствующего вашим ленточкам. 
(Каждой команде были выданы маршрутные листы).
Ваша задача: пройти все пункты быстрее остальных. За каждое правильно выполненное задание вы получаете лепесток ромашки. Обязательно их сохраняйте! После прохождения всех этапов, вы должны будете склеить все лепестки в одну ромашку.
Ведущий:
И когда вы пройдете весь маршрут, мы ждем вас в музыкальном зале для прохождения финального этапа квеста «Театр-экспромт»
Теперь еще раз посмотрите на таблицу следования по маршруту. Напоминаю, что такие же таблицы находятся на втором и третьем этажах. 
Всем понятно куда идти? 
Ведущий:
Всем участникам желаем хорошего настроения и успехов в решении задач наших необычных станций!
Под музыку все участники расходятся по своим маршрутам.

Станция «Дом моей мечты».
Ведущий: Конкурс называется «Дом моей мечты». Несомненно, у каждой  семьи должен быть дом, а не просто крыша над головой. А место где его понимают, любят и ждут, где человеку тепло и уютно.
 - Итак, вам предстоит построить «Дом мечты». Но использовать для этого мы будем не строительные материалы,  а вырезки из журналов и клей.
Станция «Эрудит».
Вы должны угадать, о чем идет речь.
  • Одежда для картошки; военная форма; но солдаты ее не носят (мундир)
  • Туда иногда садятся; сейчас их носит не модно; раньше их надевали в дождь (галоши)
  • Она растет в поле; есть такая игра; иногда на нее похож нос (картошка)
  • Это лежит на полу; его чистят пылесосом; на него вызывают к начальнику (ковер)
  • Есть у каждой книги; у дерева тоже есть; у дерева опадают (листок).
  • Это часть руки человека; этим рисуют; этим красят двери, окна (кисть).
  • Эта вещь необходима каждому человеку; в ней носят продукты; это есть у кенгуру (сумка).
  • Орудие труда в деревне; это есть у девочки; её заплетают (коса).
  • Тара для взятки; одежда для самых маленьких; то, в чем отправляют письма (конверт)
  • Её любят кушать; ее крутит шофер; это жена барана (баранка)
  • Это бывает, когда солнце; есть такой зверек; весной он становится серым (зайчик)
  • Часть телефона; ее курит капитан; Шерлок Холмс с ней никогда не расставался (трубка).
Ведущие:
- Мы очень рады, что вы успешно прошли все испытания квеста! Много нового узнали, ребята? А взрослые? 
Давайте теперь поаплодируем друг другу за общие старания!
А сейчас настало время финального этапа нашего квеста
«Театр-экспромт». Это задание на артистизм. Сейчас наш домашний театр будет ставить новую пьесу по сказке «Теремок». И как водится, сначала раздадим роли.
Сказка «Теремок»
Роли:
  1. Теремок – «Скрип-скрип!»
  2. Мышка-норушка – «Ух ты!»
  3. Лягушка-квакушка – «Квантересно!»
  4. Зайчик-побегайчик – «Вот это да!»
  5. Лисичка-сестричка – «Тра-ля-ля!»
  6. Волчок-серый бочок – «Тыц-тыц-тыц!»
  7. Медведь косолапый – «Ничего себе!»
       8-9. Двое из ларца – «Всё сделаем!»
Стоит в поле теремок (Скрип-скрип!).  Бежит мимо мышка-норушка (Ух, ты!) Увидела мышка-норушка (Ух, ты!) теремок (скрип-скрип), остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка (Ух, ты!), что коль теремок скрип-скрип) пустой, станет она там жить. Прискакала к терему (Скрип-скрип) лягушка-квакушка (Квантересно!), стала в окошки заглядывать.
Увидела её мышка-норушка (Ух, ты!) и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка (Квантиресно!), и стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик - побегайчик (Вот это да!). Остановился, смотрит, а тут из теремка (Скрип-скрип!) выскочили мышка-норушка (Ух, ты!) и лягушка-квакушка (Квантересно!), и потащили зайчика-побегайчика (Вот это да!) в теремок (скрип-скрип!). Идет мимо лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!). Смотрит - стоит теремок (Скрип-скрип). Заглянула в окошко, а там мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка-квакушка (Квантересно!) и зайчик - побегайчик (Вот это да!) живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!), приняли и её в компанию. Прибежал волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!), заглянул в дверь и спросил кто в тереме (Скрип-скрип!) живёт. А из теремка (скрип-скрип!) отозвались мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка квакушка (Квантересно!), зайчик-побегайчик (Вот это да!), лисичка сестричка (Тра-ля-ля!) и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок (Скрип-скрип) волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!). Стали они впятером жить.  Вот они в теремке (Скрип-скрип!) живут, песни поют. Мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка - квакушка (Квантересно!), зайчик-побегайчик (Вот это да!), лисичка -сестричка (Тра-ля-ля!) и волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!)
Вдруг идет медведь косолапый (Ничего себе!). Увидел он теремок (Скрип-скрип!), услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь медведь косолапый (Ничего себе!). Испугались мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка - квакушка (Квантересно!), зайчик-побегайчик (Вот это да!), лисичка - сестричка (Тра-ля-ля!) и волчок- серый бочок (Тыц-тыц-тыц!) и позвали медведя косолапого (Ничего себе!) к себе жить.
Медведь (Ничего себе!) полез в теремок (Скрип-скрип!). Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и решил, что лучше на крыше будет жить.
Влез на крышу медведь (Ничего себе!) и только уселся — бабах! — развалился теремок (Скрип-скрип!).
Затрещал теремок (Скрип-скрип!), упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка (Ух ты!), лягушка-квакушка (Квантересно!), зайчик-побегайчик (Вот это да!), лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!), волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!) — все целы и невредимы, да стали горевать - где ж им дальше то жить? В лесу то ведь никакого комунального хозяйства нету, никаких ремонтных бригад. Но тут под теремком (крип-скрип) обнаружили ларец, открыли, а там - двое- из- ларца (Всё сделаем!), умельцы на все руки.
Принялись они бревна носить, доски пилит - строить новый теремок (Скрип-скрип!) 
Лучше прежнего выстроили! И стали жить поживать мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка - квакушка (Квантересно!), зайчик-побегайчик (Вот это да!), лисичка -сестричка (Тра-ля-ля!), волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!) медведь косолапый (Ничего себе!) и двое -из-ларца (Всё сделаем!) в новом теремке (Скрип-скрип!).
Ведущие:
-  Все прекрасно справились с финальным заданием! Молодцы! Давайте поаплодируем нашим командам.
Ведущие:
Уважаемые участники, вы все после каждого этапа получали листочки. Все их сохранили? Внимание! Слушайте задание! На каждом листике вы видите букву. А теперь попробуйте логически догадаться по этим подсказкам, какое слово спряталось в них. Время на решение задания одна минута. Все готовы? Время пошло.
Под музыку команды принимают решения.
Ведущая:  Кто готов к ответу? Все участники? Молодцы!
Ведущая. Вот и подошла к концу наша веселая конкурсная программа «Семейное путешествие». А теперь настает торжественный момент вручения наград нашим участникам. Уважаемые коллеги, какую команду вы считаете самой лучшей?
Ведущая:
- Посовещавшись, мы приняли единогласное решение, что по большому счету проигравших сегодня нет. Все команды проявили смекалку, удивительные знания в решении сложнейших задач и заслуживают высшей оценки и награждения призами! 
Ведущая: Мы надеемся, что вы получили массу положительных эмоций.Ведь то, что это время было проведено в кругу любимой и дружной семьи, — уже победа. Спасибо всем командам за интересную работу!
Ведущая.
Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши!
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда.
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней!
Ведущая.
Благодарим всех, кто принял участие в нашей квест-игре «Семейное путешествие»! До свидания! До новых, увлекательных встреч!